Виноградов алексей владимирович биография


Отечественное языкознание невозможно представить без такого значительного ученого, как Виктор Владимирович Виноградов. Лингвист, литературовед, человек энциклопедической образованности, он оставил значительный след в учении о русском языке, немало сделал для становления современной гуманитарной науки и воспитал целую плеяду талантливых ученых.

Начало пути

Достижения в литературоведении

Виноградов одновременно занимался лингвистикой и литературоведением. Труды его стали известными в широких кругах петроградской интеллигенции. Он пишет ряд интересных работ о стиле великих русских писателей А.С. Пушкина, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова, Н.В. Гоголя. Кроме стилистики, его интересовал исторический аспект в исследовании произведений литературы. Он вырабатывает собственный исследовательский метод, который основан на широком привлечении исторического контекста в изучение особенностей литературного произведения. Он считал важным изучать специфику авторского стиля, которая поможет глубже проникнуть в замысел автора. Позже Виноградов создает стройное учение о категории образа автора и авторской стилистике, которое находилось на стыке литературоведения и лингвистики.

Годы преследований

Виктор Владимирович Виноградов завоевал всемирное признание именно в лингвистике. Сфера его научных интересов лежала в области русского языка, он создал собственную научную школу, которая опиралась на предыдущую историю русского языкознания и открывала широкие возможности для описания и систематизации языка. Его вклад в русистику чрезвычайно велик.

Выдающиеся работы

Видные ученые с широкой сферой научных интересов часто создают значительные работы в нескольких областях, таковым был и Виноградов Виктор Владимирович. «Русский язык. Грамматическое учение о слове», «О языке художественной литературы», «О художественной прозе» — эти и многие другие работы принесли славу ученому и объединили исследовательские возможности стилистики, грамматики и литературоведческого анализа. Значительным трудом является так и не изданная книга «История слов», которую В.В. Виноградов писал всю жизнь.

Важную часть его наследия составляют работы по синтаксису, книги «Из истории изучения русского синтаксиса» и «Основные вопросы синтаксиса предложения» стали завершающей частью виноградовской грамматики, в ней он описал основные типы предложений, выделил виды синтаксической связи.

Источник: http://fb.ru/article/242682/viktor-vladimirovich-vinogradov-russkiy-literaturoved-lingvist-biografiya-rabotyi

Виноградов Виктор Владимирович

Ученик крупнейшего русского языковеда, академика Алексея Александровича Шахматова. Виктор Владимирович Виноградов был ученым широкого масштаба, необычайной эрудиции и огромного организаторского энтузиазма. Окончив два института — Петроградский историко-филологический и археологический (1917), он уже через три года становится профессором Петроградского университета.

Первые печатные работы Виктора Виноградова относятся к 1917 г. С энтузиазмом он подхватывал все новое в науке о языке и испытал влияние разных школ и направлений — Бодуэна де Куртене, Женевской школы, «русского формализма». Переехав в Москву, Виктор Владимирович Виноградов становится профессором Московского университета, затем заведующим кафедрой русского языка МГУ (1945-1969). С 1950 г. он возглавляет Институт языкознания АН СССР, затем Институт русского языка АН СССР. Одновременно является главным редактором журнала «Вопросы языкознания» (1952-1969). Научные работы Виктора Владимировича Виноградова лежат в области морфологии, словообразования, синтаксиса, лексикологии, фразеологии, лексикографии современного русского языка. Но особенно ученый был увлечен изучением языка и стиля писателей, стилистикой, текстологией, литературоведением, то есть сферой языка художественной литературы, искусства слова. «Язык Пушкина» (1935), «Стиль прозы Лермонтова» (1941), «Стиль Пушкина» (1941), работы о стиле Гоголя, Достоевского, Толстого — эти и другие исследования объединяют вопросы языкознания и литературоведения. Виноградов руководил работой по составлению «Словаря языка А. С. Пушкина» (т. 1-4, 1956-1961). Он разработал теорию установления авторства анонимных текстов («Проблема авторства и теория стилей» (1961)) и определил принадлежность анонимных журнальных текстов Карамзину, Пушкину, Гоголю и Достоевскому. Итогом работы Виктора Виноградова стала книга «Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика» (1963).

Следуя учению Шахматова, выделившего словообразование в отдельный раздел науки о языке, Виноградов показал связь словообразования с грамматикой и лексикологией. Он определил различие между словосочетанием и предложением, дал характеристики типам предложения. Виктор Виноградов расширил систему частей речи, включив в нее модальные слова и категорию состояния; определил три типа фразеологических единиц: фразеологические сращения, единства и сочетания; создал учение о фразеологии как особом разделе языкознания.

С 1966 г. и до конца жизни, Виктор Владимирович Виноградов заведовал сектором исторической поэтики и стилистики русской классической литературы в Институте русской литературы АН СССР (Пушкинский дом).

Источник: http://biografiivsem.ru/vinogradov-viktor-vladimirovich

Виктор Владимирович Виноградов, русский литературовед, лингвист: биография, работы

April 18, 2016

Путь в науку

Виктор Владимирович Виноградов еще студентом проявил блестящие научные задатки. Сразу по окончании института его приглашают продолжить заниматься наукой в Петроградский институт, сначала он занимается историей церковного раскола, пишет научную работу. В это время его приметил академик А. Шахматов, который увидел огромный потенциал в начинающем ученом и похлопотал о том, чтобы Виноградова приняли стипендиатом по подготовке диссертации по русской словесности. В 1919 году он пишет под руководством А. Шахматова магистерскую диссертацию об истории звука [Ь] в северно-русском наречии. После этого ему предоставляется возможность стать профессором Петроградского института, в этой должности он проработал 10 лет. После смерти А. Шахматова в 1920 году Виктор Владимирович обретает нового наставника в лице выдающегося языковеда Л. В. Щербы.

В 1938 году ему запретили преподавать, но после того, как Виктор Владимирович пишет письмо Сталину, ему возвращают московскую прописку и право работать в Москве. Два года прошли относительно спокойно, но когда началась Великая Отечественная война, Виноградова, как ненадежный элемент, высылают в Тобольск, где он пробудет до лета 1943 года. Все эти годы, несмотря на бытовую неустроенность и постоянный страх за свою жизнь, Виктор Владимирович продолжает работать. Он пишет истории отдельных слов на небольших листках, их в архиве ученого нашли очень много. Когда война окончилась, жизнь Виноградова наладилась, и он, вернувшись в Москву, начал много и плодотворно трудиться.

Лингвистика как призвание

(1895-1969) русский филолог, академик

Глубокие исследования и обобщения сделаны им по грамматике русского языка. Его книга «Русский язык. Грамматическое учение о слове» (1947) была удостоена Государственной премии СССР (1951). В ней дана разработанная Виктором Виноградовым теория словообразования в русском языке на конкретном объемном материале словообразования имен существительных и прилагательных. Эта книга вместе с работой «Основные вопросы синтаксиса предложения» (1955) и другими работами Виноградова составила полный курс русской грамматики.

Виктор Виноградов определил основные типы лексических значений слова. Он участвовал в работе по составлению Толкового словаря под редакцией Д. Н. Ушакова, четырехтомного и семнадцатитомного академических словарей русского языка.

Он был почетным членом Академий наук многих зарубежных стран, доктором Пражского и Будапештского университетов.

Виноградов Виктор Владимирович

(1895 — 1969)

В.В.Виноградов — выдающийся русский советский филолог-энциклопедист, ученик А.А.Шахматова и Л.В.Щербы, наиболее влиятельная фигура русской советской филологической науки XX века: он более десяти лет руководил Институтом русского языка АН СССР, возглавлял в Академии Наук Отделение литературы и языка (в 1950 -1963 годах был академиком-секретарем этого отделения), создал журнал «Вопросы языкознания» и много лет работал его главным редактором, был председателем Международного комитета славистов.

Научные интересы В.В.Виноградова были чрезвычайно широки — в его лице как бы объединялись лингвист и литературовед, что являлось большой редкостью в российской филологии XX века. Возможно, в этом сыграло свою роль увлечение Виктора Владимировича исследованиями памятников древнерусской литературы, которые традиционно всегда требовали совмещения лингвистического и литературоведческого подходов. Первую научную работу («Орфография и язык Жития Саввы Освященного по рукописи XIII века») он выполнил под руководством А.А.Шахматова в 1917 г. параллельно с этим Виноградов занимался вопросами исторической фонологии.

В 20-е годы В.В.Виноградов увлеченно и плодотворно занимался изучением произведений художественной литературы, опубликовал ряд выдающихся работ о языке и стиле таких писателей и поэтов, как Гоголь, Достоевский, Анна Ахматова. В.В.Виноградову принадлежит заслуга создания двух лингвистических наук: истории русского литературного языка и науки о языке художественной литературы и стилистике. Его книги — «Язык Пушкина» (1935 г.), «Язык Гоголя» (1936 г.), «Стиль Пушкина» (1941 г.), «Стиль прозы Лермонтова» (1941 г.) — и сейчас представляют огромный интерес не только для профессионалов-филологов, но и для самого широкого круга читателей.

Перу ученого принадлежит первый полный курс русской грамматики — «Русский язык. Грамматическое учение о слове» (1947 г.), который в свое время получил Государственную премию (1951 г.).

Велики заслуги В.В.Виноградова и в области лексикографии, лексикологии и фразеологии. Он был одним из составителей первого научного Толкового словаря русского языка под редакцией Д.Н.Ушакова (1938 — 1940 гг.), одним из редакторов 4-томного и 17-томного академических словарей русского языка, руководил работой по составлению словаря языка А.С.Пушкина («Проект словаря языка Пушкина», 1949 г.).

Центральными понятиями в научной концепции Виноградова были понятия слова и стиля языка, связанные системно, социально и исторически. Его учение о слове как единстве грамматического и лексического значений оказалось чрезвычайно плодотворным и находилось в русле общих тенденций развития филологической науки. Систематика понятий, предложенных ученым, оказала влияние на построение описаний многих языков.

Будучи профессором Ленинградского и Московского университетов, Московского педагогического университета, В.В.Виноградов воспитал целое поколение русских лингвистов, которое продолжает развивать идеи своего учителя.

Источник: http://fonetica.philol.msu.ru/bibl/vinog.htm

Виноградов Владимир: биография и фильмография актера

June 13, 2014

Виноградов Владимир — артист театра и кино. Он успел сняться в более чем шестидесяти фильмах. Самой заметной его работой в последнее время стала роль штурмана Юрия Ракиты в многосерийной ленте «Корабль». О биографии и творческой деятельности замечательного артиста пойдет речь в этой статье.

Детство и юность

Виноградов Владимир родился в в Москве в 1964 году, 29 октября. С детства мальчика манил красочный мир кинематографа. Родителям не понравилось, что их сын хочет стать актером, но парень принял твердое решение и подал документы в ГИТИС. Без особого труда преодолев все этапы вступительных экзаменов, Виноградов Владимир стал студентом театрального вуза. Он обучался в мастерской Л. Князевой и И. Судаковой. Однокурсники и преподаватели отмечали трудолюбие, упорство и талант юного актера, а также его легкий и уживчивый характер. Виноградов Владимир окончил учебное заведение в 1985 году, после чего отправился служить в театр им. Пушкина.

Актерский дебют

Ранние работы

Виноградов Владимир стал активно сниматься в кино. Обычно ему доставались роли молодых пластичных парней с богатой мимикой. Артист изобразил старшеклассника Витю в картине «Непохожая», сапожника Алешку в ленте «Без солнца», Вьюнка в сказке «Тайна Снежной Королевы», Котова-младшего в приключенческом фильме «Гардемарины, вперед!». Владимир был задействован в съемках еще нескольких картин, таких как «Проделки в старинном духе», «Байка», «Гражданин убегающий», «Отцы». «Кому на Руси жить. » ,»Следствие ведут ЗнаТоКи», после чего надолго исчез с киноэкранов.

Фильмография в новом веке

С наступлением нового тысячелетия Владимир Виноградов, фильмография которого включает в себя более шестидесяти работ, начал вновь активно сниматься в фильмах и сериалах. Актерская судьба не баловала его ведущими ролями, но его персонажи всегда были яркими и впечатляющими. Артист снялся в лентах:

  • «Московские сумерки» (психолог).
  • «Метель» (водитель «Волги»).
  • «Прощание».
  • «Одноклассники».
  • «Мотыльки» (Москалев).
  • «Ледников» (Артем Востросаблин).
  • «Сваты 6» (бизнесмен Сергей Петрович).
  • «Петрович» (Терещенко).
  • «Одна за всех» (Владимир).
  • «Черные волки» (Алексей Фадеев).
  • «Метод Лавровой» (Кошкин Антон Петрович).
  • «Здравствуй, мама» (Юрий).
  • «Маруся» (Порфирий).
  • «Сыщик Самоваров» (Брызгалов).
  • «Последний аккорд» (Мишин Валентин).
  • «Лучший друг моего мужа».
  • «Крыса» (Венсан Лефабье).
  • «Естественный отбор» (Амиров).
  • «Закрытая территория» (Егор).
  • «Деревенская комедия» (Илья).
  • «Братаны» (Женя).
  • «Поцелуй не для прессы».
  • «Господа офицеры: Спасти императора» и так далее.
  • Особенно Владимир Виноградов запомнился зрителям в телевизионных проектах «Доктор Тырса» (кардиохирург Александр), «Люба, дети и завод» (Виктор Семенов) и «Ранетки» (отец одной из героинь).

    Телевизионный фильм «Корабль»

    В 2014 году Виноградов Владимир прославился, исполнив роль штурмана Юрия Ракиты в телесериале «Корабль». В этой ленте артист предстал в образе настоящего мужчины, сильного и смелого покорителя морской стихии. По мнению некоторых зрителей, ему удалось переиграть своего знаменитого однокурсника — Дмитрия Певцова. Сам актер рассказывает, что вложил много сил и здоровья в эту работу. Съемки все время велись в экстремальных условиях. Артисту пришлось брать уроки глубоководного погружения, чтобы достоверно отыграть роль. Однако все усилия Владимира окупились, когда он понял, каким успехом пользуется сериал у зрителей.

    Разноплановые образы

    Особого внимания заслуживают образы военных, которые воплотил Виноградов Владимир в театре и кино. Будучи еще молодым актером, он играл Лермонтова. Надевая форму тех времен, артисты в качестве обязательного аксессуара под китель подвязывали шарфик. Однажды бутафорскую часть офицерского облачения найти не удалось, и кто-то извлек из костюмерной настоящий шарфик времен Лермонтова. Когда Виноградов Владимир его повязал, то понял, что может наклоняться только всем корпусом. Это была ткань со специальной пластиной внутри, которая не давала шее согнуться. С тех пор у актера осанка истинного дворянина. Образы военных офицеров с блеском удаются Владимиру.

    Личная жизнь

    Владимир Виноградов — актер, семья которого состоит из жены и троих детей, — счастлив в браке. Коллеги называют его примерным семьянином, но он от этого звания отказывается. Говорит, что человек, который появляется дома раз в год по заказу, хорошим мужем быть не может. Однако артист утверждает, что семейная жизнь – очень стимулирующая штука, которая позволяет ему много лет оставаться на плаву. Личная жизнь актера Владимира Виноградова не афишируется.

    Особенности актерского ремесла

    Фото Владимира Виноградова, представленные в статье, являют нашему взору милого и доброго человека. Он пользуется заслуженной популярностью среди зрителей. О своей работе рассказывает, что у профессионального театрального актера вечером, в половине седьмого, наблюдается резкий всплеск адреналина в крови, даже если в этот день у него нет спектакля. Владимир говорит, что профессия артиста — наименее опасный способ получить резкий всплеск эмоций. Кому-то для этого нужно прыгнуть с парашютом или покорить Эверест. Однако и актерское ремесло тоже штука опасная и непредсказуемая. Один из учителей научил его, что нельзя полностью пропускать роль через себя. С другой стороны, сцена лечит. Виноградов Владимир может выйти на театральные подмостки с температурой, а уйти после спектакля совершенно здоровым человеком. Актерское ремесло дает человеку шанс выговориться, исповедаться. Артист утверждает, что если актер на сцене не делает этого, то он или не понимает, чем занимается, или просто дурак. Владимир очень любит свою работу и находит к ней такой своеобразный подход.

    Колоритный тезка

    В 2001 году в сети Интернет появилось любопытное видео под названием «Как я ездил на войну в Чечню». Некий Виноградов Владимир, не стесняясь в выражениях, рассказывал о том, как он и еще четыре провинциальных милиционера оказались в эпицентре военных действий на Кавказе. Простой мужик с говором жителя российской глубинки поведал о буднях простого солдата в Чечне. О том, за что и как погибают на войне молоденькие парни, чья смерть даже не отражается в официальной статистике. Проект «Как я ездил на войну в Чечню» создал журналист Леонид Канфер. Он взял видеоинтервью у ОМОНовца, проходившего там службу. Байки Владимира Виноградова выдержаны в неповторимом гоголевском стиле, когда сквозь смех очень хочется заплакать – настолько простым и незатейливым языком изложены страшные подробности чеченской кампании. После публикации видео в интернете этот человек приобрел всероссийскую известность и гордое звание Василия Теркина нашего времени.

    В 2012 году Владимир Виноградов принял приглашение Леонида Кефнера сняться еще в одном документальном проекте под названием «Как я ездил в Москву». Эта работа вызвала широкий резонанс. Герой Владимира — человек прямой и непосредственный, что думает, то и говорит. Москву он назвал убогим городом. Место, где порядочного человека называют неудачником, его не привлекает. «Правдоруб» Виноградов Владимир, веселый и простой русский мужик, говорит душой, а не по бумажке. Правда жизни, увиденная человеком из глубинки, впечатлила зрителей. Один из них назвал этот сериал «Путешествием из России в Москву». Остается добавить, что Владимир Виноградов, актер театра и кино, не имеет к этому человеку никакого отношения.

    Источник: http://fb.ru/article/143074/vinogradov-vladimir-biografiya-i-filmografiya-aktera

    ЯРУС > Лингвисты > Виноградов Виктор Владимирович

    ВИКТОР ВЛАДИМИРОВИЧ ВИНОГРА´ДОВ

    (1895–1969)

    Виктор Владимирович Виноградов родился 31 декабря 1894 г. (12 января 1895 г.) в Зарайске.

    В 1918 г. по рекомендации А.А. Шахматова был зачислен в Петроградский университет в качестве стипендиата для подготовки к получению профессорского звания по русскому языку и словесности. В 1919 г. написал магистерскую диссертацию «Исследования в области фонетики северно-русского наречия. Очерки из истории звука [Ь] в северно-русском наречии».

    В 1920-е гг. преподавал в институтах Петрограда (Ленинграда), в 1930 г. переехал в Москву, став профессором Московского городского педагогического института и других вузов. В 1934–1936 гг. и 1941–1943 гг. находился в ссылке, где продолжал исследования.

    В дальнейшем занимал различные руководящие должности в научных организациях филологического профиля: декан филологического факультета (1944–1948 гг.) и заведующий кафедрой русского языка (1946–1969 гг.) Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, академик-секретарь Отделения литературы и языка Академии наук СССР (1950–1963 гг.), директор Института языкознания (1950–1954 гг.) и Института русского языка (1958–1968 гг.) Академии наук СССР, главный редактор журнала «Вопросы языкознания» (1952–1969 гг.) и др. С 1946 г. – академик Академии наук СССР.

    Лингвистические труды В.В. Виноградова связаны, в первую очередь, с изучением грамматики и истории русского языка. Его работа «Русский язык. Грамматическое учение о слове», которая неоднократно переиздавалась, представляет собой систематическое изложение теоретической грамматики русского языка. Он также занимался изучение языка и стиля. Руководил работой над коллективными трудами, в частности, над 2-томной «Грамматикой русского языка» (1952–1954 гг.). Участвовал в составлении «Толкового словаря русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова, был одним из редакторов 17-томного академического «Словаря современного русского литературного языка» .

    Труды В.В. Виноградова явились основой для развития новых отраслей филологии: истории русского литературного языка, науки о языке художественных произведений, фразеологии.

    Основные работы. «Этюды о языке Гоголя», «Очерки по истории русского литературного языка XII–XIX вв.», «Язык Пушкина», «Стиль Пушкина», «Русский язык. Грамматическое учение о слове», «Наука о языке художественной литературы и её задачи», «О задачах стилистики. Наблюдения над стилем «Жития протопопа Аввакума», «Стиль прозы Лермонтова», «И.А. Крылов и его значение в истории русской литературы и русского литературного языка», «Проблема авторства и теория стилей», «Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика», «О теории художественной речи», «Из истории изучения русского синтаксиса (от Ломоносова до Потебни и Фортунатова)», «О категории модальности и модальных словах в русском языке», «Понятие синтагмы в синтаксисе русского языка», «Вопросы изучения словосочетаний», «Основные вопросы синтаксиса предложений».

    сгенерировано за 0.020378828048706 сек.

    Источник: http://yarus.asu.edu.ru/?id=38

    Виктор Владимирович Виноградов

    Биография

    Член Болгарской Академии наук (1946), почётный доктор Пражского университета.

    Начало биографии

    Из семьи священника (отец был репрессирован в 1930 и вскоре умер в ссылке в Казахстане, как и поехавшая за ним мать). В 1917 окончил Петроградский Историко-филологический «Зубовский» институт и Археологический институт. В начале своей научной деятельности (1917) — историк церковного раскола. Продолжил научную подготовку в Петроградском университете.

    Литературовед

    Получил первую известность благодаря литературоведческим публикациям (о стиле писателей-классиков и современников: А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, Н. С. Лескова, А. А. Ахматовой и др.; выступал также с чисто историко-литературными работами, публикациями неизданных произведений и т. п.). Свой метод определял как историко-литературный (с обязательным исследованием широкого исторического контекста изучаемого «шедевра», в том числе «малых имён», «низовой литературы»), однако считал необходимым особое исследование языка и стиля писателя. При этом он скептически относился к господствующему в 1920-е годы классово-социологическому подходу. Всю жизнь не терял интереса к литературоведению, особенно к изучению индивидуального стиля писателей (руководил составлением «Словаря языка Пушкина» в 1950-е; см. также библиографию) и к сравнительным историко-литературным исследованиям.

    Виноградова и его жену Надежду Матвеевну связывали многолетние приятельские отношения с Ахматовой; Виноградов участвовал в обсуждении нескольких её пушкинистских работ.

    Лингвист

    Достаточно рано Виноградов активно выступает и как лингвист; он стал одним из последних учеников А. А. Шахматова (работа о фонеме ять в северных говорах). До 1929 работал в Петрограде, (Ленинграде), где учился у Л. В. Щербы, но затем переехал в Москву и создал собственную лингвистическую школу (т.н. виноградовскую школу русистики). Работал в МГПИ, МОПИ, Заочном педагогическом институте. В своих работах он продолжал традиции русского дореволюционного языкознания, скептически относясь к структурализму и другим влиятельным направлениям лингвистики XX века; для его работ характерно внимательное отношение к конкретному языковому материалу, прежде всего русского языка и в особенности русского языка классической художественной литературы (практически все его лингвистические работы посвящены именно русистике). Одна из самых интересных и оригинальных его работ — не вышедшая отдельным изданием при жизни «История слов» (1-е изд. 1994), посвящённая истории возникновения и развития семантики русских слов, со множеством редких примеров; в этой области до сих пор сделано не очень много. Виноградов был автором широко цитируемой книги «Русский язык. Грамматическое учение о слове» (написанной в основном в 1930-х годах и в переработанном виде опубликованной в 1947), за которую ему и была присуждена Сталинская премия. Под его редакцией была подготовлена «Грамматика русского языка» (1952—1954), первая «академическая грамматика» русского языка, созданная в советский период. Ряд положений грамматической концепции Виноградова восходит к работам Ш. Балли.

    Виноградов — автор ряда заметных работ по истории русского языкознания. Свой анализ русской синтаксической традиции В. В. Виноградов изложил в книге «Из истории изучения русского синтаксиса (от Ломоносова до Потебни и Фортунатова)» (1958) и в статьях, посвященных грамматическим взглядам М. В. Ломоносова, А. Х. Востокова, А. А. Потебни, А. В. Добиаша, А. А. Шахматова, А. М. Пешковского, Л. В. Щербы, И. И. Мещанинова, М. Н. Петерсона и других ученых (Эти статьи переизданы в кн. Виноградов В. В. Избранные труды: Исследования по русской грамматике. М. 1975). В. В. Виноградов напечатал широкий обзор работ по русскому литературному языку — «Русская наука о русском литературном языке» (1946). Посмертно вышел также сборник избранных работ В. В. Виноградова по истории русских лингвистических учений, рекомендуемый в качестве учебного пособия по одноимённому курсу и выдержавший уже 2 издания: Виноградов В. В. История русских лингвистических учений. 2-е изд. испр. и доп. М. Высшая школа, 2005.- 559 стр.

    Годы ссылок

    В 1934 арестован по «делу славистов». 17 апреля 1934 сослан в Вятку, где отбывал ссылку до 1 мая 1936. Освобождён досрочно по ходатайству пушкинистов для подготовки к юбилею 1937 года. С мая 1936 Виноградов жил под «минусом» в Можайске, получив даже возможность преподавать в Москве (в конце 1938 преподавание было воспрещено). Прописку в Москве получил в марте 1939 (ранее жил в Москве у жены нелегально), на другой же день после письменного обращения к Сталину (лично Виноградов и Сталин никогда не общались).

    Но после начала войны «как социально опасный элемент» выслан в Тобольск (7 августа 1941); находился в ссылке до 2 июня 1943. В 1943 с него сняли судимость.

    В эти годы В. В. Виноградов преподавал в Тобольском учительском институте. В Тобольске В.В. Виноградов продолжал научные исследования в области стилистики, фразеологии и типологии произведений отечественной литературы..Сохранилось много записей по истории отдельных слов на мелких листках: эти записи делались Виноградовым в ссылке.

    Во главе советской лингвистики

    После возвращения из тобольской ссылки в 1944 становится деканом филологического факультета МГУ, в (1945) заведующим кафедрой русского языка МГУ. И уже в следующем году избран академиком АН СССР, не будучи даже членом-корреспондентом АН СССР. Однако для партаппарата В. В. Виноградов сохранял клеймо неблагонадёжности и поэтому подвергся проработке марристов в 1949 — начале 1950 (и как результат — лишился поста декана филфака). Тем не менее по личному распоряжению Сталина, развенчавшего марризм, Виноградов был поставлен в 1950 фактически во главе советского языкознания:

  • директор института языкознания АН СССР (1950—1954).
  • академик-секретарь Отделения литературы и языка АН СССР (1950—1963).
  • редактор журнала «Вопросы языкознания» (с 1952).
  • заведующий кафедрой русского языка МГУ (до конца жизни)
  • С 1958 Виноградов возглавлял Институт русского языка АН СССР, который теперь носит его имя; покинул пост директора за год до смерти.

    Виноградов занимал также ряд государственных и общественных постов: был депутатом Верховного Совета РСФСР, депутат Московского городского Совета депутатов трудящихся, членом Советского комитета защиты мира.

    В последние годы жизни Виноградова его идеи получали признание широкого круга лингвистов, и его школа сформировалась как крупнейшая (численно) в русистике. В то же время у некоторых филологов, как сторонников структурного метода, так и представителей традиционного языкознания (Р. И. Аванесов, С. Б. Бернштейн) сложилось негативное отношение к Виноградову как к «советскому начальнику», препятствующего свежей инициативе в науке и неспособного эффективно ею руководить. Мемуаристами и историками науки (в том числе нейтрально или положительно относящимися к Виноградову) отмечалась слабость академика к различного рода званиям и почестям. Известно, впрочем, что Виноградов не злоупотреблял своими административными полномочиями, нередко помогая находившимся у властей на недобром счету старым коллегам (например, М. М. Бахтину, с которым они никогда не были особенно близки, напротив, скорее являлись многолетними оппонентами). Следует учитывать и нежелание бывшего ссыльного идти на конфронтацию с властью, которой он был благодарен за освобождение и неожиданное возвышение. Этим некоторые объясняют согласие 70-летнего Виноградова участвовать в качестве эксперта со стороны обвинения в процессе Синявского и Даниэля и «научно» подтвердить «антисоветский» характер их произведений.

    Работы

    • Исследования в области фонетики северно-русского наречия. I. Очерки из истории звука. в северно-русском наречии, «Известия Отделения русск. яз. и словесности Акад. наук», т. XXIV, кн. 1 и 2, 1919;
    • Методы изучения рукописей как материала для построения исторической фонетики русского языка в исследованиях акад. А. А. Шахматова, там же, т. XXV, 1920;
    • Сюжет и композиция повести Гоголя «Нос», «Начала», 1921, I;
    • Стиль петербургской поэмы «Двойник», сб. «Достоевский», I, под ред. А. С. Долинина, П. 1922;
    • О задачах стилистики. Наблюдение над стилем «Жития протопопа Аввакума», «Русск. речь», сб. статей под ред. Л. В. Щербы, П. 1923;
    • Поэзия Анны Ахматовой: Стилистические наброски. Л. 1925
    • Гоголь и натуральная школа, Л. 1925
    • Жюль Жанен и Гоголь, альманах «Литературная мысль», III, Л. 1925;
    • Проблема сказа в стилистике, «Поэтика», Временник Отд. слов. искусств Гос. ин-та ист. искусств, I, изд. «Academia», Л. 1926;
    • Этюды о стиле Гоголя, Л. 1926
    • К истории лексики русского литературного языка, «Русская речь», Новая серия, I, под ред. Л. В. Щербы, изд. «Academia», Л. 1927;
    • Эволюция русского натурализма. Гоголь и Достоевский, Л. 1929
    • О художественной прозе, М. 1930
    • Очерки по истории русского литературного языка XVII—XIX вв. М. 1934, 2 изд. М. 1938
    • Язык Пушкина, М. 1935
    • Современный русский язык, в. 1 — Введение в грамматическое учение о слове, М. 1938; в. 2 — Грамматическое учение о слове, М. 1938
    • Стиль прозы Лермонтова, М. 1941
    • Стиль Пушкина, М. 1941
    • Русский язык. Грамматическое учение о слове, М. 1947
    • Из истории изучения русского синтаксиса, М. 1958
    • Основные проблемы изучения образования и развития древнерусского литературного языка, М. 1958
    • Наука о языке художественной литературы и её задачи, М. 1958
    • О языке художественной литературы, М. 1959
    • Проблема авторства и теория стилей, М. 1961
    • Сюжет и стиль, М. 1963
    • Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика, М. 1963.
    • Проблемы литературных языков и закономерностей их образования и развития, М. 1
    • Берегите родной язык. // Незабытые голоса России: Звучат голоса отечественных филологов. Вып. I. — М. Языки славянских культур, 2009. — С. 39—41. ISBN 978-5-9551-0327-3 Запись хранится в фонотеке ИРЯ им. В. В. Виноградова РАН. Впервые опубликована в звуковом журнале «Кругозор» от 9 сентября 1973 г.
    • Литература о Виноградове

    • Алпатов В. М. Москва лингвистическая / Научный совет Российской Академии наук по изучению и охране культурного и природного наследия. — М. Изд-во Института иностранных языков, 2001. — С. 45 — 49. — 104 с. — (Природное и культурное наследие Москвы). — 500 экз. — ISBN 5-88966-028-4
    • Источник: http://people-archive.ru/character/viktor-vladimirovich-vinogradov

      Владимир Геннадьевич

      Родился 29.10. 1964, Москва

      Лауреат премии "За лучшую актерскую работу" театрального фестиваля "Херсонесские игры"

      Советский период творчества

      Владимир Виноградов родился и вырос в Москве. С детских лет он мечтал об актерской карьере и по окончании школы, несмотря на наставления родителей, подал документы в ГИТИС. Конкурс, как и всегда, был огромный, но юноша успешно прошел все туры и был принят на курс И. Судаковой и Л. Князевой.

      Уже в студенческие годы преподаватели и однокурсники отмечали упорство, трудолюбие, талант Владимира Виноградова и, вместе с тем, его приветливость и легкость в общении. Обратили на одаренного юношу и кинорежиссеры. На четвертом курсе он дебютировал на экране ролью хулигана Сергея в мелодраме Александра Панкратова «Счастливая Женька!».

      В 1985 году Владимир Виноградов окончил актерский факультет ГИТИСа и был принят в Московский драматический театр имени Пушкина. Параллельно он продолжил активно сниматься в кино. Во второй половине 80-х он снялся в ряде картин. Его героями становились молодые парни с выразительной мимикой, пластичные и органичные. Среди них: старшеклассник Витя в молодежной мелодраме «Непохожая», Вьюнок в сказке «Тайна Снежной Королевы», Котов-младший в историко-приключенческом фильме «Гардемарины, вперёд!», сапожник Алёшка в драме «Без солнца», жестокий молодой надзиратель по кличке «Весельчак» в криминальной драме «Камышовый рай», наркоман Попрыкин в детективном сериале «Следствие ведут Знатоки» (дело №22 «Мафия») и другие.

      Российский кинематограф

      Около десяти лет Владимир Виноградов был вне кинематографа. На экран он вернулся уже зрелым, опытным актером. Изменились и его киногерои. Так в криминальном сериале «Next-2» он сыграл батюшку Алексея Петровича, в шпионском сериале «КГБ в смокинге» — чешского диссидента Рудольфа, в комедийном сериале «Люба, дети и завод…» — Виктора Семенова, в историческом сериале «Господа офицеры: Спасти императора» — ротмистра Василия Юрьевича Бельского, в комедийном сериале «Деревенская комедия» — ветеринара Илью, в молодежном сериале «Ранетки» — отца Киры Валентина Мишина.

      Большой успех и широкую известность принесли актеру роли, сыгранные в 2010-14 годах в популярных, высокорейтинговых сериалах. Среди них: кардиохирург Александр в сериале «Доктор Тырса», председатель домкома Антон Петрович Кошкин в сериале «Метод Лавровой», бизнесмен Сергей Петрович в сериале «Сваты-6». В 2014 году на экраны страны вышел фантастический сериал «Корабль» (российская адаптация испанского сериала «Ковчег»). В этом проекте Владимир Виноградов сыграл одну из главных ролей – штурмана Юрия Ракиту. Его персонаж – опытный суровый моряк и верный друг, словом – настоящий мужчина.

      Игорь BIN

      Использованные материалы:

      Источник: http://rusactors.ru/v/vinogradov_v/

      Смотрите еще:

      • Посадка луковиц тюльпанов в ящики для выгонки Успех во многом зависит от качества используемого посадочного материала. Луковицы, предназначенные для выгонки, требуют правильного режима просушки и хранения. Они должны быть здоровы, без механических повреждений, с плотно прилегающими чешуями, округлой формы, тяжелые, желательно, чтобы кроющая чешуя полностью покрывала […]
      • Вишня заря поволжья описание сорта отзывы Описание вишни Любская очень сходно с описанием других сортов вишни. Однако данная культура имеет свои характерные особенности. Так как ее древесина плохо переносит заморозки, этот сорт практически не используется в северных широтах. Требователен в почве и уходу. Хорошо развивается и плодоносит на плодородных, богатых минералами и […]
      • Гайморит лечение народными средствами цикламен Лечение гайморита с помощью цикламена Гайморит – незаразное заболевание, которое характеризуется длительным течением, часто «проходит само» и плохо поддается терапии. Лечение гайморита (если причина не в физической аномалии, где показана хирургия) во многом зависит от самого больного. Очень эффективно применение от гайморита домашнего […]
      • Антидот граната для зомби сервера кс 16 Доброго времени суток всем. УВ. пользователи подскажите готовый сервер ZP очень нужно. вот описание что хотел бы иметь на сервере: Zombie mod: случайный игрок превращается в зомби и начинает охоту на людей. Игрок может купить дополнительно снаряжение за кредиты. Кредиты можно получить убивая зомби или заражая людей. Всего есть 6 […]
      • Чебурашка с гранатой дядя гена с лопатой Как нарисовать крокодила Гену Тому, как нарисовать крокодила Гену задумываются как многие неопытные художники, так и родители малышей. Ведь дети просто обожают доброго крокодила и его лучшего друга – очаровательного Чебурашку. Рисовать крокодила Гену совсем не сложно, гораздо легче, чем самого обычного аллигатора. Этот персонаж […]
      • Лекарственные свойства цветов калины Калина, полезные свойства, применение, противопоказания. Свойства ягод калины. Калина обыкновенная (Viburnum opulus) – кустарник семейства жимолостные, или адоксовые, с серовато-бурой корой и высотой 1,5 – 4 метра. Плоды – шаровидная или овальная красная костянка с крупной сплюснутой косточкой. Плоды сочные, но имеют […]
      • Что будет если выпить настойку эвкалипта Эвкалиптовое дерево обладает замечательной особенностью извлекать из почвы огромное количество влаги и поглощать ее в течение суток в размере своего десятикратного веса. Будучи посажен в болотистой местности, эвкалипт осушает ее в короткое время, за что его называют "дерево-насос". Применение эвкалипта в медицине В лечебных целях […]
      • Малина краса россии описание сорта размножение Практически на любом приусадебном участке можно увидеть раскидистые кусты малины. Но не каждый садовод может похвастаться диковинными саженцами этого растения, чьи плоды сравнимы с помидорами черри. Речь идет о крупноплодных сортах малины, среди которых особую популярность и уважение у садоводов заслужила малина "Краса России", фото […]